КОНЦЕПЦИЯ

Журнал о моде, дизайне, архитектуре и искусстве

Художник, лирик, аристократ? – гениальный пастелист Сибири, создавший историю современных художников Омска

«Художник, работающий в технике пастели, должен виртуозно, быстро и с импровизацией рисовать и обладать чувством цвета. Здесь нельзя смешивать краски, делая их оттенок более светлым или темным. Пастелью может овладеть только зрелый профессиональный мастер.. настоящий художник.. большинство известных всему миру художников взялись за пастель лишь после 50-ти лет»

«Либеров центр» – здание в историческом центре города Омска, памятник архитектуры, дом музей, место великой истории современных художников пастелистов. Мы встретились с искусствоведом, куратором выставок в доме-музее А.Н. Либерова, заведующей по части научно-просветительской работы Галиной Егоровной Лузяниной.

О самом здании музея историческом памятнике архитектуры, Галина Егоровна говорит с огромной любовью и теплом, и не удивительно, ведь для многих художников Омска это знаковое место и практически как второй дом: «Нашему зданию более 100 лет, это деревянный модерн. Для нас значимо то, что в Сибири подобная архитектура уже утрачена и многие дома не сохранились, несмотря на это данный памятник архитектуры является таким знаменательным сооружением той эпохи. Частные особняки, в том числе дом Хабалкина Александра Соломоновича (нынешний Либеров-центр) был построен как раз в начала 20-вв, перед революционными действиями и конечно, такой частный модерн в типовом особняке для того времени не редкость (мы доподлинно не знаем дизайнера-архитектора), но смело можем говорить о том, что в средней полосе России существуют аналогичные постройки и также являются памятниками архитектуры.

Дом сохранился благодаря историческим перемещениям семьи Хабалкина в Китай, а этот дом по наследству передавался и за прошедшие более 100 лет на территории этого небольшого, но очень красивого здания успели разместиться и театральное общежитие в послевоенные годы, и партийные органы, и дом профсоюзов. В 1994 году А.Н. Либеров, подыскивающий на тот момент, помещение для мастерской и работы приобретает именно этот дом (изначально искал кирпичное здание) в последующем здание превращено в музей (сам художник родом из Томска, но в течение жизни и творческого пути переехал в Омск)».

Главной чертой и визитной карточкой всех типовых особняков в стиле модерн конечно же являлась лестница. В таком камерном варианте лестница является не просто дополнением архитектурного ансамбля, пожалуй, она воплощает стилистику и качество восприятия жизни того времени (размеры проекта дома-нынешнего музея весьма скромные, но лестница расположена и отстроена по всем правилам).

Проблемы малых музеев

В беседе хотелось узнать подробнее об особенностях камерных музеев. Есть ли какие то особенности или проблемы у подобных архитектурных памятников, выполняющих функцию «живого наследия». – Всегда наблюдаются особые сложности с самим размером музея, помещения. Сложности в размещении современного оборудования. Хотелось бы расшириться в рамках выставочных помещений, лекционных залов. – говорит Галина Егоровна, руководитель музея и куратор большинства выставок Либеров-центра.

Музей размещает работы и выставки многих учеников самого Либерова, его творческих «соратников», часто проходят тематические лекции и творческие встречи. Музей сохраняет свою индивидуальность, неповторимость, камерность. Издаются альманахи, сборники, художественные альбомы. Несмотря на свои скромные размеры музей вмещает в себя настолько насыщенную событиями и посетителями жизнь, что многие крупные выставочные залы могут позавидовать такой динамике.

Художник лирик аристократ ? – гениальный пастелист Сибири, создавший историю современных художников Омска

Либеров А.Н. – «певец сибирского пейзажа» (является академиком, окончил академию художеств, одним из первых стал академиком по регионально-территориальной значимости Сибирь-Урал-Дальний Восток, организовал ХудГраф в Омске) из живописца, базировавшегося в своих предпочтениях на масляной технике, в Омске Либеров перешел к более камерной технике и стал работать последние годы как пастелист. В Сибири на тот момент Либеров был первым, кто начал работать именно пастелью как в формате набросков, так и на больших форматах. А.Н. Либеров смог подчинить хаотичное восприятие казалось бы «детской карандашной техники» серьезным живописным тенденциям и смог передать характер и значимость Сибирской природы в столь «аристократичной технике», за что был удостоен в 1980-х гг государственной премии им.Репина, именно за серию пейзажей Сибири в технике пастели.

В музее Либерова консолидируется наибольшее собрание работ художников-пастелистов со всей Сибири. – Как правильно сохранять, реставрировать работы выполненные в технике пастели ? есть ли какие то сложности для галеристов и реставраторов? – Музейные хранители специализируются на данной теме: особенности перевозки значат многое (перевозить работы можно только вертикально, в особых листах), особенности освещения работ в выставочных залах, правильное расположение их в зале и удаленность друг от друга и от прямого солнечного света, движение картин и оформление в художественные рамы и багет и многое другое – всеми этими тонкостями занимаются профессионалы, так как пастель является одним из самых сложных материалов исполнения работ в плане хранения.

Благодаря значимой личности Либерова А.Н. музей уже второй год проводит интересные и масштабные для художественного сообщества проекты: Всероссийская выставка пастели (проведена уже дважды и руководители проекта не планируют останавливаться на достигнутом).
Первая выставка была проведена к 100-летию, вторая к 110-ти летию художника. И проведена, естественно, именно в Омске, (прецедентов в России не было, ни в Москве ни в Санкт-Петербурге). Выпущены сборники. Омск нынче воспринимается именно как центр пастелистов – и это большая гордость и заслуга всех участников проекта.

Развитие проекта происходит совместно с союзом художников. Ежегодно проводится ряд конкурсов и выставок ставших уже культовыми, выставка «Современная Омская пастель», проект «Молодые пастелисты Сибири» – об этом с гордостью сообщает Галина Егоровна. Музей также проводит и «НЕпастельные» выставки, (это тематические выставки различных жанровых техник), открывающие новые горизонты и расширяющие уровень восприятия современного искусства в рамках классических и неклассических техник исполнения.

Как музей выбирает контент и новых авторов для выставок в своем пространстве? – Во-первых, это и выпускники худграфа, работающие в различных техниках (а так как худграф основан Либеровым, то данный музей для них своего рода творческий «дом» и место силы – музей старается размещать талантливых омских и сибирских художников в рамках текущих проектов или планируемых тематических выставок), во-вторых, так как пространство самого музея совершенно не большое, то к выбору размещаемого «материала» и работ мы подходим с весьма аналитическим подходом: если у музея достаточно пространства и технического оснащения для проведения и расположения какой либо выставки – одобряем.

Также мы придерживаемся вектора на разнообразие выставок. Приглашаем художников из Сибири: Томск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург. Мы рады в нашем пространстве и молодым и уже известным заслуженным художникам – всё это статус Сибирского искусства, который музей поддерживает и поощряет, сохраняя уровень академии чествуя имя самого А.Н. Либерова, радуя своих посетителей и позволяя прикоснуться к прекрасному.

О персоналиях и истории родного края

Удалось нам увидеть и один из свежих грантовых проектов музея Либеров-центр под вдохновляющим названием «Душа Иртыша». Эта выставка о том, что жизнь людей, живущих у реки неразрывно связана с ее судьбой. И об этом нам рассказывают живописцы и графики, признанные мастера реалистического искусства: А.Н. Либеров, Р.Ф. Черепанов, А.А. Шакенов, В.Л. Долгушин, А.А. Чермошенцев, А.В. Старцев, Ю.Г. Давыдов, А.С. Макаров, В.М. Сидоров, И.А. Санин.

Алексей Николаевич Либеров тоже совершал поездки по северу Сибири, по Иртышу в 1970-е гг, это так называемые пленерные поездки, в которых художники и педагоги читали лекции и вели документальную летопись эпохи в художественных образах. Заслуга всех, кто подготавливал и курировал выставку – создание яркой художественной инсталляции, посвященной сибирскому пароходству и навигации: всё очень лаконично, чувствуется патриотизм и гордость за Сибирскую землю, не прерывающиеся переходы исторического значения в различных художественных, архитектурных и иных объектов выставки бережно собранных кураторами.

Все это делает данную экспозицию интересной восприятию молодого поколения (здесь и школьники с радостью бегущие на выставку вместе со своими учителями), и студенты приобщающиеся к новым рубежам своих художественных знаний, и горожане, которым просто дороги воспоминания и культура малой исторической Родины. Данный музей Омска оказался настолько многогранен и удивителен, а музейные работники, искусствоведы и кураторы проектов – душевны, внимательны и профессиональны, что кажется нет ничего невозможного для этого пространства. Мы с великой радостью желаем музею процветания и еще больших художественных свершений!

Понравилась статья?

Поделитесь с друзьям и получите +10 к Карме) И да прибудет с Вами дизайн и гармония...

Что почитать еще...