Главная страница » Журнал » Художник, лирик, аристократ? – гениальный пастелист Сибири, создавший историю современных художников Омска
«Либеров центр» – здание в историческом центре города Омска, памятник архитектуры, дом музей, место великой истории современных художников пастелистов. Мы встретились с искусствоведом, куратором выставок в доме-музее А.Н. Либерова, заведующей по части научно-просветительской работы Галиной Егоровной Лузяниной.
О самом здании музея историческом памятнике архитектуры, Галина Егоровна говорит с огромной любовью и теплом, и не удивительно, ведь для многих художников Омска это знаковое место и практически как второй дом: «Нашему зданию более 100 лет, это деревянный модерн. Для нас значимо то, что в Сибири подобная архитектура уже утрачена и многие дома не сохранились, несмотря на это данный памятник архитектуры является таким знаменательным сооружением той эпохи. Частные особняки, в том числе дом Хабалкина Александра Соломоновича (нынешний Либеров-центр) был построен как раз в начала 20-вв, перед революционными действиями и конечно, такой частный модерн в типовом особняке для того времени не редкость (мы доподлинно не знаем дизайнера-архитектора), но смело можем говорить о том, что в средней полосе России существуют аналогичные постройки и также являются памятниками архитектуры.
Дом сохранился благодаря историческим перемещениям семьи Хабалкина в Китай, а этот дом по наследству передавался и за прошедшие более 100 лет на территории этого небольшого, но очень красивого здания успели разместиться и театральное общежитие в послевоенные годы, и партийные органы, и дом профсоюзов. В 1994 году А.Н. Либеров, подыскивающий на тот момент, помещение для мастерской и работы приобретает именно этот дом (изначально искал кирпичное здание) в последующем здание превращено в музей (сам художник родом из Томска, но в течение жизни и творческого пути переехал в Омск)».
Главной чертой и визитной карточкой всех типовых особняков в стиле модерн конечно же являлась лестница. В таком камерном варианте лестница является не просто дополнением архитектурного ансамбля, пожалуй, она воплощает стилистику и качество восприятия жизни того времени (размеры проекта дома-нынешнего музея весьма скромные, но лестница расположена и отстроена по всем правилам).
В беседе хотелось узнать подробнее об особенностях камерных музеев. Есть ли какие то особенности или проблемы у подобных архитектурных памятников, выполняющих функцию «живого наследия». – Всегда наблюдаются особые сложности с самим размером музея, помещения. Сложности в размещении современного оборудования. Хотелось бы расшириться в рамках выставочных помещений, лекционных залов. – говорит Галина Егоровна, руководитель музея и куратор большинства выставок Либеров-центра.
Музей размещает работы и выставки многих учеников самого Либерова, его творческих «соратников», часто проходят тематические лекции и творческие встречи. Музей сохраняет свою индивидуальность, неповторимость, камерность. Издаются альманахи, сборники, художественные альбомы. Несмотря на свои скромные размеры музей вмещает в себя настолько насыщенную событиями и посетителями жизнь, что многие крупные выставочные залы могут позавидовать такой динамике.
Либеров А.Н. – «певец сибирского пейзажа» (является академиком, окончил академию художеств, одним из первых стал академиком по регионально-территориальной значимости Сибирь-Урал-Дальний Восток, организовал ХудГраф в Омске) из живописца, базировавшегося в своих предпочтениях на масляной технике, в Омске Либеров перешел к более камерной технике и стал работать последние годы как пастелист. В Сибири на тот момент Либеров был первым, кто начал работать именно пастелью как в формате набросков, так и на больших форматах. А.Н. Либеров смог подчинить хаотичное восприятие казалось бы «детской карандашной техники» серьезным живописным тенденциям и смог передать характер и значимость Сибирской природы в столь «аристократичной технике», за что был удостоен в 1980-х гг государственной премии им.Репина, именно за серию пейзажей Сибири в технике пастели.
В музее Либерова консолидируется наибольшее собрание работ художников-пастелистов со всей Сибири. – Как правильно сохранять, реставрировать работы выполненные в технике пастели ? есть ли какие то сложности для галеристов и реставраторов? – Музейные хранители специализируются на данной теме: особенности перевозки значат многое (перевозить работы можно только вертикально, в особых листах), особенности освещения работ в выставочных залах, правильное расположение их в зале и удаленность друг от друга и от прямого солнечного света, движение картин и оформление в художественные рамы и багет и многое другое – всеми этими тонкостями занимаются профессионалы, так как пастель является одним из самых сложных материалов исполнения работ в плане хранения.
Благодаря значимой личности Либерова А.Н. музей уже второй год проводит интересные и масштабные для художественного сообщества проекты: Всероссийская выставка пастели (проведена уже дважды и руководители проекта не планируют останавливаться на достигнутом).
Первая выставка была проведена к 100-летию, вторая к 110-ти летию художника. И проведена, естественно, именно в Омске, (прецедентов в России не было, ни в Москве ни в Санкт-Петербурге). Выпущены сборники. Омск нынче воспринимается именно как центр пастелистов – и это большая гордость и заслуга всех участников проекта.
Развитие проекта происходит совместно с союзом художников. Ежегодно проводится ряд конкурсов и выставок ставших уже культовыми, выставка «Современная Омская пастель», проект «Молодые пастелисты Сибири» – об этом с гордостью сообщает Галина Егоровна. Музей также проводит и «НЕпастельные» выставки, (это тематические выставки различных жанровых техник), открывающие новые горизонты и расширяющие уровень восприятия современного искусства в рамках классических и неклассических техник исполнения.
– Как музей выбирает контент и новых авторов для выставок в своем пространстве? – Во-первых, это и выпускники худграфа, работающие в различных техниках (а так как худграф основан Либеровым, то данный музей для них своего рода творческий «дом» и место силы – музей старается размещать талантливых омских и сибирских художников в рамках текущих проектов или планируемых тематических выставок), во-вторых, так как пространство самого музея совершенно не большое, то к выбору размещаемого «материала» и работ мы подходим с весьма аналитическим подходом: если у музея достаточно пространства и технического оснащения для проведения и расположения какой либо выставки – одобряем.
Также мы придерживаемся вектора на разнообразие выставок. Приглашаем художников из Сибири: Томск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург. Мы рады в нашем пространстве и молодым и уже известным заслуженным художникам – всё это статус Сибирского искусства, который музей поддерживает и поощряет, сохраняя уровень академии чествуя имя самого А.Н. Либерова, радуя своих посетителей и позволяя прикоснуться к прекрасному.
Удалось нам увидеть и один из свежих грантовых проектов музея Либеров-центр под вдохновляющим названием «Душа Иртыша». Эта выставка о том, что жизнь людей, живущих у реки неразрывно связана с ее судьбой. И об этом нам рассказывают живописцы и графики, признанные мастера реалистического искусства: А.Н. Либеров, Р.Ф. Черепанов, А.А. Шакенов, В.Л. Долгушин, А.А. Чермошенцев, А.В. Старцев, Ю.Г. Давыдов, А.С. Макаров, В.М. Сидоров, И.А. Санин.
Алексей Николаевич Либеров тоже совершал поездки по северу Сибири, по Иртышу в 1970-е гг, это так называемые пленерные поездки, в которых художники и педагоги читали лекции и вели документальную летопись эпохи в художественных образах. Заслуга всех, кто подготавливал и курировал выставку – создание яркой художественной инсталляции, посвященной сибирскому пароходству и навигации: всё очень лаконично, чувствуется патриотизм и гордость за Сибирскую землю, не прерывающиеся переходы исторического значения в различных художественных, архитектурных и иных объектов выставки бережно собранных кураторами.
Все это делает данную экспозицию интересной восприятию молодого поколения (здесь и школьники с радостью бегущие на выставку вместе со своими учителями), и студенты приобщающиеся к новым рубежам своих художественных знаний, и горожане, которым просто дороги воспоминания и культура малой исторической Родины. Данный музей Омска оказался настолько многогранен и удивителен, а музейные работники, искусствоведы и кураторы проектов – душевны, внимательны и профессиональны, что кажется нет ничего невозможного для этого пространства. Мы с великой радостью желаем музею процветания и еще больших художественных свершений!